Значимость этого фильма для современного кино переоценить сложно - ведь это первый целиком и полностью созданный на компьютерах мультфильм, который на самом деле больше похож на полноценный художественный фильм. Конечно, компьютеры применяются довольно давно, первой ласточкой был в 80-х фильм с элементами компьютерной анимации "Трон" от студии Диснея, да и за последние годы наделали достаточно прекрасных образцов: и подлинно первый компьютерный фильм "История Игрушек", "Муравей Анц" и "Жизнь Жуков". Однако именно "Последняя Фантазия" стала чем-то вроде прорыва, потому что никогда еще ранее совершенно не живые модели персонажей были столь похожи на живых актеров.
Статистика создания фильма впечатляет - 5 лет работы, 130 миллионов бюджета, десятки тысяч часов машинного времени, потраченных на обсчет мельчайших деталей в каждом кадре фильма.
Но это все так сказать "техническая информация", с которой многие знакомы не хуже меня. Гораздо более интересный и важный вопрос: что же представляет собой "Последняя Фантазия" с точки зрения художественной ценности? Я склонен считать её странным, возможно даже уникальным гибридом с одной стороны блестящей демонстрации технического и технологического воплощения совершенства и с другой, масштабного, типично японского, фантастического боевика с философской подкладкой, а так же обязательной долей мелодрамы и мистики. Причем, какая именно доля превалирует сказать сложно, но думаю, что все-таки вторая, потому что очень скоро забываешь о том, что перед тобой самое продвинутое творение программистов, и начинаешь просто смотреть кино.
Масштабный фантастический сюжет заключается в следующем. Недалекое будущее, Земля атакована странными инопланетянами, которых называют "фантомы". В результате глобальной катастрофы почти все живое перестало существовать, люди укрылись в остатках городов, которые теперь окружают колпаки из защитных полей. Пока все стандартно, не так ли? Но дальше и начинается та самая "философская подкладка". Дело в том, что наша Земля не просто планета, а планета живая, со своей собственной душой и возможно даже разумом. Очень похожую идею можно встретить в "Солярисе" Станислава Лема. Эта "внутренняя душа" воплощена во всех живых существах, и некоторые из оставшихся могут сопротивляться вторжению фантомов, а для полного эффекта "внутренние духи" необходимо собрать в одном живом существе - докторе Аки Росс.
Интересный факт - американскую версию озвучивали весьма известные актеры: Алек Болдуин, Дональд Сазерлэнд, Стив Бушеми, Винг Рэймс, а главный злодей говорит голосом Джеймса Вудса. Это лишний повод посмотреть оригинальную версию "Последней Фантазии".
Я был готов увидеть рекламный ролик компании Square, призванный подогреть интерес к вышедшей Final Fantasy IX и тогда еще только готовящейся к выходу Final Fantasy X, но к своей радости и удивлению понял, что фильм заслуживает внимания и как совершенно самостоятельное произведение. Действительно с популярнейшим игровым сериалом "Духи внутри нас" связаны только одним - названием "Последняя Фантазия" и конечно именем главного дизайнера миров Final Fantasy господином Хиронобу Сакагучи, заявленного в качестве режиссера, продюсера и автора идеи сценария фильма. Тем не менее "внутренний дух" фильма, его настроение, на все сто процентов вписываются в мелодраматические приключения Вселенных FF - кто играл в игры тот меня поймет.
К сожалению, титанический труд создателей пропал зря, если судить сугубо с коммерческой точки зрения. Фильм провалился в прокате в Америке, именно там, где на него рассчитывали более всего. Причины вполне объективны - фильм слишком экзотичен для неподготовленного зрителя. Однако поклонники культуры анимэ примут его на "ура". В любом случае, "Последняя Фантазия" является великолепным образцом качественного фантастического фильма, и претендентом №1 на покупку в формате DVD.